Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что правоприменения характеризуется существенной
спецификой, производной от особенностей организации и деятельности суда, его главного
предназначения разрешать правовые конфликты в обществе и осуществлять правосудие.
Правосудие является важнейшей составляющей судебной власти и ее непосредственным
выражением при рассмотрении конкретных дел, его принципы закреплены в Конституции РФ и
детализированы в законодательных актах, посвященных судебной системе.
Правоприменение представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких
последовательных стадий. Нельзя не согласиться с высказанными в специальной литературе
суждениями о роли стадий правоприменения, отражающих его логику, а также о взаимосвязи
ступеней юридического процесса и совершаемых юридически значимых действий.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с
применением права.
2
Предметом работы являются нормв действующего законодательства, регдаментирующие
применение права, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме
работы.
Целью настоящей работы являтся изучение применения права, как формы реализации права.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть применение права в системе реализации права;
• проанализировать применение права в современном мире, российский и зарубежный
опыт.
• изучить акты применения права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Применение права в системе реализации права
Применение права - это рассмотрение дел управомоченными государственными органами и
должностными лицами и принятие решений, официально определяющих юридическое значение
установленных обстоятельств дела.
Особенностями правоприменения как формы реализации права являются следующие.
Во-первых, правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в
которых участвуют самые различные субъекты права - физические и юридические лица) может
осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными
лицами. В соответствии с Конституцией РФ и текущим законодательством России (и других стран)
это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы
исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных
рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане
(подданные - при монархической форме правления), не являющиеся должностными лицами, не
могут заниматься правоприменительной деятельностью.
Во-вторых, правоприменение - это один из важнейших видов государственной деятельности. Оно
существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной
деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в
процессе правоприменения, являются юридическими, их неисполнение влечет за собой
государственное принуждение.
Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени
государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативноисполнительную и правоохранительную.
В-третьих, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго
установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной
деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и
должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных
органов и должностных лиц не всегда одинакова.
3
В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной
последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.
В-пятых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по
конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого
индивидуальным актом, или актом применения.
Правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности, в
государственно-правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных
стадий данного процесса.
Наиболее типичными признаются следующие:
а) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во
времени, в пространстве и по кругу лиц;
в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта);
г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и
общественных органов и должностных лиц.
Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности, а
именно: установление и анализ фактических обстоятельств, касающихся рассматриваемого дела;
определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и
доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Дело заключается не в количестве стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их
содержании. Правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на
ряд стадий не ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования самого
правоприменительного процесса.
Наряду с другими стадиями процесса применения права особое значение придается первым
стадиям, связанным с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела, а также с
выбором и анализом правовых норм, касающихся данного случая и регулирующих возникающие
при этом отношения. Исследуемые жизненные обстоятельства, порождающие юридические
последствия, называются юридическими фактами. Для наступления некоторых правовых
последствий нужна совокупность нескольких фактов (юридический состав).
При выборе нормы, подлежащей применению, необходимо пользоваться официальным
изданием текста нормативного акта и убедиться, что в этот текст не вносились изменения в
последующих изданиях. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила - во всех
случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться текст акта более высокой
юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий
акт равной юридической силы.
При применении правовой нормы может возникнуть проблема «обратной силы» закона, под
которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты,
существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов
и обстоятельств прошлого). В правовых отношениях, основанных на договорах и иных сделках
4
членов гражданского общества, закон обратной силы не имеет, поскольку существование и
содержание этих отношений зависит от воли их участников, рассчитывающих на неизменность
действующего законодательства. Придание обратной силы закону, регулирующему такого рода
отношения, неизбежно обернулось бы необоснованной выгодой для одной стороны этих
отношений за счет другой, внезапно пострадавшей от изменения закона.
Общепризнанной в общей теории права является точка зрения, согласно которой применение
норм права наряду с использованием, исполнением и соблюдением правовых норм служит одной
из форм реализации права. Правоприменение необходимо в случаях, когда предусмотренные
законодательством права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без
государственно-властной деятельности компетентных органов, в т.ч. при контроле возникающих в
обществе правоотношений с точки зрения их законности и целесообразности, официальном
установлении или закреплении юридически значимых фактов, рассмотрении и разрешении
споров о праве, наконец, в ситуациях привлечения правонарушителя к юридической
ответственности.
Как отмечал П.Е. Недбайло, юридическая деятельность по применению правовых норм состоит в
активных действиях по организации их осуществления в правоотношениях, во властной
реализации данных норм к конкретным фактам, в т.ч. к другим лицам в целях выполнения ими
своих юридических обязанностей.
По мнению В.М. Горшенева, правоприменительная деятельность - это совокупность
специфических организационных форм и средств, с помощью которых обеспечивается
непрерывность процесса реализации нормативно-правовых предписаний путем наделения одних
участников отношений субъективными правами и возложения на других соответствующих
юридических обязанностей или путем разбирательства (решения) вопросов о последствиях
правовых споров и правонарушений. При этом названный ученый выделяет две функции
правоприменительной деятельности: положительную (правонаделительную), обеспечивающую
возникновение или
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
5
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N
21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.
7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31
декабря 1996 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
8. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, N 42, ст. 4108.
9. Приказ Минюста России «Об утверждении Административного регламента
предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по
ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность
на территории Российской Федерации» от 29.09.2017 // Российская газета. 22.08.2012. N 192.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. N 13-П //
СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 5-П
// СПС «КонсультантПЛюс».
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 г. N 14-П //
СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении
арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений,
осложненных иностранным элементом» от 27.06.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N
8.
14. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N
23 «О судебном решении» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 2.
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N
57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование
документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»
// Российская газета. 2017. 29 декабря.
16. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2015 г. по делу N
А21-8715/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф01-
4909/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 «Обзор практики
рассмотрения судами с участием иностранных лиц» (вместе с Обзором судебной практики по
некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием
иностранных лиц) // СПС «КонсультантПлюс».
19. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2. С. 318 - 319.
20. Актуальные проблемы теории государства и права / Под ред. А.И. Бастрыкина. М.: ЮНИТИДАНА, 2014. С. 275.
6
21. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и
основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002. С. 179, 325 - 326.
22. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова
(автор главы - М.К. Треушников). М., 2007. С. 215.
23. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 т. / Под ред. Н.М. Марченко.
М.: Зерцало-М, 2002. Т. 2. С. 453 - 454.
24. Рожкова М.А. Судебный акт и динамика обязательства. М., 2003. С. 11.
25. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. М., 2015. С. 450.
26. Соловей Ю.П. Судебный контроль за реализацией органами публичной администрации и
их должностными лицами дискреционных полномочий // Административное судопроизводство в
Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального
законодательства. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 7. Воронеж: Издательство
Воронежского гос. университета, 2013. С. 569.
27. Травкин А.А. Сущность и сферы (пределы) действия правоприменительных актов:
проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2008. С. 104.
28. Хоцанов Д.А. Установление содержания норм иностранного права. М., 2012. С. 19 - 21.
29. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С.
89.
30. Чечот Д.М. Избранные труды по гражданскому процессу / Сост. А.А. Ференс-Сороцкий,
Е.Ю. Новиков. СПб., 2005. С. 239.
31. Широкопояс Ю.А. Акты суда общей юрисдикции об окончании производства по делу без
принятия судебного решения: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 10.